221. Загадка картины Поля Гогена – что делать, если жизнь потеряла всякий смысл

221. Загадка картины Поля Гогена – что делать, если жизнь потеряла всякий смысл

Что делать, если жизнь потеряла всякий смысл.

Поль Гоген “Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?”

Поль Гоген закончил картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», взял коробочку с ядом и пошел в горы, чтобы умереть

Однако художник переусердствовал — он принял слишком большую дозу яда, которая спровоцировала безостановочную рвоту. Благодаря ей Гоген спасся. Несостоявшийся самоубийца промучился всю ночь, но остался жив. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. Психологам известны случаи, когда неудачная попытка суицида снимала депрессию.

Великому человеку повезло.

Жизнь потеряла всякий смысл? Проблема не в жизни. А в потерянном смысле.

про смысл жизни - онлайн курс и статьи

Тест-драйв! "Как найти смысл жизни". Получи инструкцию на емейл

* Ваше Имя

* Ваш e-mail

* Ваш пол:

Фраза “Смысл жизни” и вопрос “Что делать, если жизнь потеряла всякий смысл?” – бессмысленны, без точного понимания, что такое СМЫСЛ.

  • Нет смысла в жизни

  • Нет смысла это делать

  • Я не вижу смысла с тобой об этом говорить

  • Нет смысла даже начинать

  • Нет смысла продолжать

  • Нет смысла идти туда…

  • В чем сходство этих фраз?

Пауза.

Пауза

Пауза

Сходство их в том, что в каком-то деле нет смысла. Что это
значит? У тебя же было в жизни так, что ты нечто подобное говорил или думал. Точно было. Но почему ты так говорил?

Что такое жизнь? И как она может потерять смысл?

Жизнь смысл потерять не может:-). У жизни нет кармашков,
откуда смысл может выпасть незаметно. У нее нет дырявых рук, сквозь которые смысл может утечь. Жизнь – это не человек. Она не может ничего потерять:-)
Жизнь – это обобщенное название для… Что мы имеем в виду,
когда говорим – жизнь? Моя жизнь. Его жизнь. Наша жизнь. Что мы подразумеваем?

Пауза

Пауза

Пауза

Что значит “жить”? Это значит просыпаться по утрам и засыпать по вечерам. Ходить на работу. Любить. Рожать детей. Путешествовать. Спать. Болеть. Выздоравливать. Воевать. Умирать. Рождаться. и т.д. и т.п. Верно?

Пауза

Пауза

Пауза

Все эти слова – глаголы. А глаголы обозначают – действие. Жизнь – это действие. А любое действие имеет результат. И для любого действия нужны силы. И чем сложнее проблема, которую решает действие, тем больше нужно сил. И если результат не стоит тех сил, что требуются, этот результат не имеет смысла. Ведь это бессмысленно, напрягаться ради того, чтобы ничего не получить, верно?

Пауза

Пауза

Пауза

Я иду на работу ради чего? Чтобы заработать денег. А деньги
мне нужны на что? На жизнь. На семью. На хобби. А если я работаю много, а зарабатываю мало, есть мне смысл так работать? Я занимаюсь спортом ради чего? Чтобы чувствовать себя жизнерадостным, бодрым, подтянутым. А если я спортом занимаюсь, а в результате имею массу профессиональных заболеваний. Мне есть смысл продолжать? Всё, чего не коснись в нашей жизни, мы делаем ради чего-то. И это ВСЁ – и дела и то, что мы от них получаем, мы называем ёмким словом ЖИЗНЬ.

Жизнь – это всё то, что мы делаем.

Жизнь теряет смысл, если соотношение вложенных сил и полученного результата бессмысленно ничтожно.

Жизнь как источник страданий.

Жизнь, то есть то, что мы делаем (наши поступки), способна причинить нам массу страданий. И одно из главных дел в нашей жизни – эти страдания преодолеть.

Работал себе работал 10 лет, тут хлоп – кризис. И тема умерла. Это так же, как потерять близкого человека – ты не можешь без него. Ты привязался за долгие годы совместности. Резкий обрыв этих связей заставляет страдать. Это реально физически больно. Еще “вчера” каждый месяц твой счет рос, а теперь – падает. У тебя планы, расчеты – машин, дом и т.д. А тут…

Не верьте, когда вам говорят, что можно не страдать. Можно притвориться, что ты не страдаешь. Можно загнать страдания глубоко внутрь души. Но жизни без страданий не бывает.

Пауза.

Пауза.

Пауза.

Преодоление страданий – такое же дело, как и любое другое. Кто-то его делает лучше, кто-то хуже. Поэтому один страдает месяц, а потом берет себя в руки и ищет новую тему. А другой страдает год и потом еще пару лет возвращается к прежнему себе.

Преодоление страданий требует сил. Но для того, чтобы в дело вложить силы, мы должны видеть, ради чего мы
будем напрягаться и силы вкладывать.

Пауза

Пауза

Пауза

У девушки жуткое похмелье. У нее ощущение собственное никчемности. А внизу стоят радостные родители, желающие праздника. У нее, элементарно, нет сил как-то взять себя в руки (и привычки такой, возможно, нет). А самое главное, она так погружена в саму себя и свои переживания, что, буквально, не видит света в конце тоннеля. В прямом смысле, она не видит смысла как-то попытаться справиться с переживаниями. Очень уж они сильные.

Она не видит этого смысла, потому что в данную конкретную минуту ей кажется, что ее будущее – это беспросветный мрак и ад. Какой смысл ей преодолевать страдания? Ради этого будущего ада?! Какой смысл ей жить?! Никакого. И она ставит в своей жизни точку. Поль Гоген выпивает яд. Кто-то бросается под поезд. Потому что не видят света.

Почему жизнь теряет смысл.

Мужчине 40. Детей нет. Семьи нет. Работает старшим механиком – полгода в рейсе, полгода дома. Подруги, конечно, есть. Квартира есть. Машина есть. А вот смысла в жизни – нет.

Вопрос – откуда эта бессмысленность в его жизни берется?

Пауза

Пауза

Пауза

Почему его жизнь потеряла всякий смысл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, какие страдания он преодолевает?  Или что он делает, что не приносит адекватного результата?

Ведь во фразе “Смысл жизни” – главное СМЫСЛ. А на место “жизни” можно и нужно поставить что-то более конкретное. Почему? Потому что
жизнь – это обобщение. Жизнью мы называем то множество дел и поступков, которые в жизни делаем и которые совершаем. Разбираться в смысле жизни – бесполезно. Это обо всем и ни о чём. Нужно копать конкретные жизненные вещи.

Он работает старшим механиком. Зарабатывает хорошо. Приносит ли его работа достаточно, чтобы он чувствовал, что те лишения, которые он должен выносить, того стоят?

Нет, не приносит. Да, он хорошо зарабатывает, но эти деньги тратит на себя. А по возрасту ему пора уже иметь детей. И вкладываться в них. Тогда его работа и 6 месяцев в железной коробке будут иметь смысл – работа ради денег, чтобы на них обеспечить своих детей. Это имеет смысл. А работа по 6 месяцев в море ради денег, чтобы на них купить машину и трахать телок – это… как-то тупо. Можно работать на берегу и трахать телок каждый день. А не шесть месяцев в году. Отсюда у него и ощущение бессмысленности жизни – он горбатится по шесть месяцев, чтобы спустить деньги на шлюх. Бред какой-то!

Он не догоняет, что ощущение бессмысленности жизни возникает от бессмысленных шестимесячных добровольных заточений. И он выносит эти заточения ради того, чтобы потом шесть месяцев как бы отдыхать. А на самом
деле этот отдых омрачает предчувствие с каждым днем приближающейся шестимесячной каторги.

Что делать, если жизнь потеряла всякий смысл?

Мы уже знаем, что это – бессмысленный вопрос. Нужен такой вопрос, который уже содержит в себе ответ. Какой?

“Что, из того что я делаю, чем я занимаюсь, бессмысленно, потому что не стоит тех тягот, лишений и страданий, которые я ради этого выношу?”.

Ответ на этот вопрос снимает вопрос “Что делать, если жизнь потеряла всякий смысл”, потому что ты четко осознаешь, где конкретно этот смысл потерялся.

  • У меня бессмысленная работа. Почему? Потому что ради денег я не хочу гнить по полгода в заточении. Оно того нестоит.

  • У меня бессмысленные отношения – его пессимизм и уныние не перекрывает того, что с ним классный секс.

  • Я бессмысленно провожу время в институте. Почему? Потому что я не собираюсь работать по этой специальности, а за само наличие диплома деньги тоже не платят.

Согласитесь, такие формулировки гораздо продуктивнее некоего общего “Я не вижу смысла в жизни…”.

Ну а следующий шаг – думать и решать, что с этим делать. От чего отказываться. Но это уже гораздо проще.

Ваш любимый Автор – Геннадий Павленко!

PS И немного о жизни Поля Гогена. Вся его жизнь – это маниакальное бегство от цивилизации.

Поль Гоген родился в Париже, но до семи лет воспитывался в перуанском поместье у дяди и навсегда полюбил экзотическую природу, размеренную жизнь и простоту человеческих отношений. Франция, куда он вернулся с матерью в 1855 году, так и не стала ему домом. Поэтому художник любил путешествовать по дальним странам. А когда ему исполнилось сорок семь (в 1895 году), решил навсегда перебраться в Полинезию, на Таити, где уже бывал.

Однако на этот раз жизнь на острове не заладилась. Гоген поссорился с новой колониальной администрацией и поэтому никак не мог устроиться на работу. Накопленные деньги быстро закончились. Оставалось только писать картины и отсылать их во Францию в надежде на продажу. Но меценаты не особо интересовались гогеновским творчеством, и художник погряз в долгах. К тому же у него начались серьезные проблемы со здоровьем: воспалились ноги, болело сердце, мучила экзема, не отпускали приступы кровохарканья. Не давали работать конъюнктивит и головокружения.

«У меня нет даже куска хлеба, — писал Поль приятелю Даниелю Монфреду осенью 1897 года, — чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да еще пресноводными креветками». Гогена душила депрессия, и он решил покончить жизнь самоубийством. Но перед смертью ему хотелось написать последнюю картину, которая стала бы духовным завещанием.

«Я думаю, — обращался художник к Монфреду, — что это полотно… превзойдет все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность». К концу декабря 1897 года работа «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» была готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы. Там он решил умереть…

В 1898 году судьба сжалилась над Гогеном: картины
потихоньку стали продаваться, ему удалось устроиться на работу
делопроизводителем в Управление общественных работ, конъюнктивит прошел — все свободное время художник проводил за мольбертом. Начался новый этап творчества: Гоген создал цикл картин, тематически близких к «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», но в иной, солнечной палитре.

Этот пример прекрасно показывает, что если тяготы выглядят нескончаемыми, то смысла их преодолевать – нет. Но Гогену повезло – не умер и свет в конце тоннеля увидел. Какой?

Смерть страшнее жизни, поэтому смысла в смерти – нет:-)

PPS Картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» имеет одну особенность: она «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался Гоген.

Что делать, если жизнь потеряла всякий смысл.

1 СПЯЩИЙ РЕБЕНОК символизирует человеческую душу до ее земного воплощения. По словам искусствоведа Марины Прокофьевой, «Гоген был мистиком, увлеченным теософией, и считал, что человеческие души до нисхождения в материальный мир пребывают в младенческом блаженстве на небесах».

2 СОБАКА — символ бед, которые поджидают человека на земле.

3 ТРИ ЖЕНЩИНЫ символизируют первую стадию пребывания человеческой души в телесной оболочке до открытия в ней стремления к самопознанию. «Эти женщины не вязнут в самокопании, не мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия», — говорит Марина Прокофьева.

4 МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ пробуждения в человеке стремления к постижению тайн мироздания.

Как теософ, Гоген полагал, что влечение к открытию тайн мироустройства заложено в человеке изначально. Но в ком-то оно пробуждается, а в ком-то нет.

5 ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ олицетворяет вторую стадию развития человеческой души, когда она приходит в отчаяние от невозможности найти ответы на «проклятые вопросы» бытия.

6 ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ. «На картине Гогена, — рассказывает Марина Прокофьева, — они олицетворяют третью ступень душевного развития, когда человек приобретает способность анализировать. Это два мудреца, поверяющие друг другу свои мысли».

7 ПТИЦА — символ духовного пути, взятый Гогеном из древнеегипетского искусства.

8 ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ символизирует душу на высшей стадии развития, когда она постигает смысл своего земного воплощения. Он заключается в том, что душе необходимо закалиться в страданиях. «Женщина в черном скорбна, но спокойна, — замечает Прокофьева, — поскольку ей открыто, что за страданиями, на которые обречены в этом мире люди, выбравшие духовный путь, следует загробное nвоздаяние — радостный покой».

9 ИСТОЧНИК — символ вечности.

10 СТАТУЯ БОЖЕСТВА олицетворяет надежду на воскресение на небесах освобожденной души.

11 ФИГУРА ПОДРОСТКА символизирует зачаточный уровень развития души у тех, в ком стремление к самопостижению так и не раскрылось и кому знакома только жизнь тела.

12 КОЗА, КОТЕНОК И ЩЕНОК — это, по словам Гогена, символы беспечного существования, в котором пребывает царство материальной природы, не знающее мук духовного поиска.

13 ОБНАЖЕННАЯ — символ чувственного наслаждения, за которым гонятся те, кто живет по законам материального мира.

14 СТАРУХА символизирует обреченность тела на смерть. «Ее не развившаяся душа, — говорит Марина Прокофьева, — будет обречена на аморфное существование, не знающее мук, но и не знающее радости».

15 ПТИЦА С ЯЩЕРИЦЕЙ В КОГТЯХ — это, по словам Гогена, символ неизбежности смертного часа.

16 НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ НА ФРАНЦУЗСКОМ — D’ou venons nous? Que sommes nous? Ou allons nous? Сегодня картина находится в коллекции Музея изящных искусств (Бостон, США).


Источник текста
о картине Поль Гоген “Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?”

Смысл жизни - объемная тема. Вот ещё материалы. Это то, что вы искали.

2 комментария к “221. Загадка картины Поля Гогена – что делать, если жизнь потеряла всякий смысл”

  1. Жизнь надо прожить так чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Для полной жизни (каждый понимает это по своему) нужна цель и четкое представление ради чего ты живешь (пропоганда здесь ни при чем), а без страданий на этой земле ничего не бывает, так уж устроено все. Бороться за жизнь стоит а смерть далеко не конец страданий, да и прекрасного в ней мало

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *