Главный инсайт который у меня было за эту неделю и пожалуй за год а может быть и за последние 15 20 лет заключается в том что в основе любой недостаточности лежит конфликт между духовной частью нашей личности и желаниями, обязанностями, которые на нас налагает мир снаружи.
Душа хочет одного. Мир требует другого. И я разрываясь между этими требованиями, топчусь на месте, считая своё место, достаточно уютным?
Главный вопрос заключается в том, кто хочет того, чего нет? То есть кто становится источником этого конфликта, его причиной. Кто его порождает? Кто есть я?
Как возникает Я.
Я (эго) возникает в процессе борьбы между духовным и социальным разумом (подробнее о 3х разумах прочитайте здесь).
Это происходит ещё когда мы маленькие. И дух, когда мы маленькие, для нас это некие толчки устремлений. Детская психика в силу её простоты не способна к сложным умопостроениям и мотивам, поэтому эти “толчки” преобразуются в простые “я хочу”.
То есть в основе простых детских желаний могут быть очень сложные, духовные устремления.
У меня трое детей, есть на ком проверить эту гипотезу. Я их расспрашиваю и пытаюсь выяснить, что стало причиной того или иного желания. И открыл, что когда они, например, чего-то хотят, очень часто, это стремление к справедливости, к благополучию. То есть на моем личном опыте это теория подтверждается.
Детские простые желания сталкиваются с требованиями социума, который часто их запрещает здесь и сейчас. Предлагает осуществить позже. Предлагает забыть. Предлагает отказаться. Требует и настаивает.
И вот в попытке реализовать эти желания вопреки требованиям социума, и рождается личность. То есть появляется тот, кто разумом пытается социум обойти. Выскользнуть из его рамок и требований.
- Папа, дай мне печенюшку, которая у тебя в машине
- Саша, не дам. Ты сегодня съел целую шоколадку.
- Не целую! Ты у меня взял целый маленький кусочек. Поэтому дай мне печеньку!
- Но ты же мне сам дал?
- Да, дал. А потом понял, что я не хотел давать, а дал, потому что ты так попросил, что я захотел дать. А теперь дай мне печенюшку!
Саше 5 лет. Чего он хотел? Справедливости. Если не вдаваться в подробности, кажется что он просто “разводит” папу на печеньки. Но я вдался и оказалось, что для него это борьба за справедливость. Но это лишь на поверхности. То что глубже он сформулировать не смог, но объяснил, что почувствовал, будто эта шоколадка была для него как некий дар, а когда он дал мне кусочек, он будто лишился чего-то важного и стало не правильно.
Категория правильно-не правильно, категория духовная. То есть дух реализует себя через тело. Которому противостоит социум. И так, как дух не может говорить. То тело вынуждено рождает сознание. А сознание порождает разум.
То есть разум, или личность – это своего рода посредник между духом и социальным миром. Фасилитатор. А также инструмент воздействия духа на социальный мир. Это напрямую перекликается с идеей, что все мы лишь руки бога, и надо только отдать себя в руки всевышнего .
Что есть разум.
Фактически я,ЭГО, разум – это инструмент управления телом. И своего мнения оно не имеет. И когда я говорю, я хочу, я могу выбирать только из 2 видов целей и желаний:
- Те, которые я получил из социального мира вокруг меня.
- Или те, которые родились во мне под влиянием моей духовной составляющей.
Поэтому, когда я спрашиваю “Кто ты?”, выбирать можно только из 2 ответов или объединять их вместе, но все равно они оказываются разделёнными глубоким конфликтом. Я – это и дух, и мир вокруг меня.
Я тот, кто в данный момент мной управляет.
Если сейчас мной владеет дух, то я дух. Если мной владеет мой социальный разум, то я социум в котором я живу. Я разделяю его ценности и убеждения, верю в то, во что верит он, хочу того чего хотят все и что принято хотеть сейчас.
То есть Я – это разум, который способен рассуждать. Логически мыслить. Обманывать и делать все то, что умеет каждый человек, но в мотивах того, что в данный момент делает разум, может лежать 1 из источников:
- Или мной владеет сейчас моя духовная составляющая?
- Или мной владеет сейчас общество.
Задам риторический вопрос : кем или чем владеет дух? Или кем, или чем владеет социум?
Моим телом и моим разумом.
Тело само по себе и разум, как производная из био – органических процессов, не имеет своей воли. Это кукла. Кукла, способная думать. Способная творить. Способная действовать. У неё есть свои желания. А вот источник этих желаний или мир вокруг, или дух внутри.
В таком описании кукла кажется безвольным инструментом сторонних сил. Но на самом деле она самый главный инструмент, который позволяет найти баланс в борьбе, в бесконечной борьбе между социальным разумом и духовным разумом.
Наверняка вы знаете людей, которые погрязли в бесконечной гонке за вещами. Так же я знаю людей, которые полностью отвергают эту часть жизни. И считают себя духовно продвинутыми. Это возможно, так, но они абсолютно исключены из социума, не играют в нем никакой роли, никому и не для чего не нужны. Они на своей волне которая не интересна никому
Посередине между этими крайностями находимся мы. Все остальные люди. Которые, с одной стороны, не хотят отказываться от тех благ, которые предлагает мир, в котором мы живём. С другой чувствуют, что эти блага – не всё, что есть в жизни.
Вот мы с вами и находимся в вечной борьбе в поиске такого места, где будут удовлетворены два наших полярных разума. А средство для поиска этого места как раз и есть наше Я.
Почему у тебя до сих пор не получилось получить от жизни всё?
А теперь вернёмся к началу разговора : инсайте, который я считаю сейчас главным за последнее десятилетие.
То, что в жизни не хватает всего и материального, и нематериального, говорит о том, что баланс до сих пор не найден. То есть ваше Я топчется на месте, разрываемое противоположными требованиями и не знает как это всё согласовать.
Собственно, в такой ситуации живут все люди, и даже самые богатые, и самые бедные, и самые успешные, и самые никчёмные. Но у людей, которые в жизни достигли многого, получилось найти такое место в своих конфликтах, в котором они согласованы и требованиями своего духовного мира и с претензиями и амбициями общества.
Усложнение как выход из тупика.
К сказанному выше возникает ещё один и, пожалуй, самый главный вопрос. Кто тот, кто это все осознает? Кто тот, кто может этим как-то управлять?
Ну, это вопрос с подковыркой. Нет никого другого в нашей голове, кто мог бы делать что-то такое. Есть управляющие состояния сознания. Есть состояние базовое, когда управления нет. Есть уровни выше, где я могу осознавать, что во мне сейчас происходит, куда я иду. Где я могу задавать себе вопросы, почему я туда иду? Кто я?
То есть это всё тот же я, но на другом уровне сознания. Я называю себя на этом уровне “интерес”. Можно называть режиссёр, дворец – автор. На мой взгляд, эти определения накладывает определённые рамки. А вот когда ты называешь себя интерес. То остаётся главное, мне интересно, что со мной происходит и что ещё с этим могу сделать.
Возвращаюсь к началу этой части разговора. Напоминаю, там был вопрос, кто тот, кто может помочь себе. Понятно, что тебе можешь помочь только ты сам, но в определённом состоянии сознания, не обыденном, а в изменённом, возвышенном, расширенном, или, что точнее – усложненном.
- Простое Я
- Сложное Я
Вот и всё. Чем проще система определения, те проще с ней работать. А уж для дифференциации сложностей тут можно найти много очень разных вариантов, в зависимости от рода решаемых задач.
Социальный разум воодушевляет. Духовный разум давит на совесть.
Честно говоря, мне эта фраза “Мир вокруг нас” уже до того надоело, что прям тошнит от неё. Но мир вокруг по-прежнему есть и он вызывает в нас разные желания, стимулируя нашу чувственно – образную систему.
Трогаешь женщиной, возбуждаешься. Это и есть стимуляция. Смотришь на машину, видишь, как люди на неё реагирует, представляешь себя в ней, знаешь, как люди будут на тебя реагировать и хочешь. Это тоже стимуляция чувственно – образной системы.
У духа таких образов нет. То есть он не может ничем разжечь наши желания. Вызвать в нас страсть. Потому что он не из этого мира. Но, однако, у него есть инструмент принуждения. Это совесть.
Из Вики
Со́весть — психический (когнитивный) процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности. Зачастую совесть является причиной появления чувства вины или «угрызений совести», раскаяния, когда человек совершает поступок, противоречащий его моральным ценностям.
Моральные ценности индивида и их несоответствие семейным, социальным, культурным и историческим представлениям о морали служат предметом изучения в психологии. Степень, в которой совесть определяет суждение о моральной стороне действия перед его совершением, и вопрос о том, основаны ли (или должны быть основаны) такие моральные суждения на разуме, породили споры в философии. Они представлены в сопоставлении теорий современных западных философов с теориями философов периода романтизма и других идейных направлений, появившихся с конца эпохи Возрождения.
В религиозных представлениях совесть обычно рассматривается в связи с моралью, присущей всем людям, исходящей от благотворной Вселенной и/или божественной сущности
Совесть, как инструмент принуждения Я, родилась в борьбе духовного и вещественного, то есть духа и социального мира вокруг. Мир более агрессивен. Он ближе. Он ярче. Он громче. Его не перекричишь. Эволюционным путём дух нашёл способ сбалансировать свои силы.
Дух обозначил весь вещественный мир как порочный. Это нашло своё отражение в религии. Мы родились в пороке, изначально порочны и то что Христос наш порок искупил, в нашем вероисповедания нас более лучшим люди не делает. Мы всё равно вынуждены жить в страданиях.
Это и есть элемент принуждения, на который отзывается совесть. Всё, что несёт с собой внешний мир, изначально порочно. Это грязь. Но мы этого хотим. Но это гадость. Но я хочу. Это порочное желание. Совесть бьет укором. Внешний мир лупит вожделением. А я топчусь на месте, потому что не могу решить, куда мне двигать.
Наши желания порочны, поэтому их нельзя исполнить, но я этого хочу, потому что внешний мир меня возбудил. Вот так раскорячку и приходится стоять.
Откуда берется радость жизни.
Можно ли избавиться от этого конфликта? Нельзя. Можно сказать, что это постоянное правило такое же, как сила тяготения или константа Планка.
Надо ли отказаться от социальных желаний и уйти в духовное? Конечно, нет. Категорически нельзя. Дело в том, что радость жизни дарит социальный мир. Дух радость жизни не подарит.
Ещё раз, если отказаться от своих желаний связанных с пороком. То есть от желания денег, от желания хорошей жизни, от желания путешествовать, от желания жить богато, от хорошей машины и так далее, СЧАСТЛИВЕЕ НЕ СТАНЕШЬ. Более того, ты станешь глубоко несчастным. Но при этом будешь чувствовать, что это правильно.
Ещё раз дух – это сила, принуждающая к отказу от социально вызванных желаний. В благодарность за это он дает глубокое чувство правильности. Но радости жизни он дать не может. Ему просто нечем нас порадовать. Радость – она снаружи. Внутри только правда.
Что делать.
Что делать?
- Нужно сделать ревизию своих целей и желаний.
- Понять, какой разум их породил.
- Выявить схему конфликтов.
- Найти такое место в этой конфликтной схеме, где будет и духовное, и земное.
Это НЕ будет абсолютное счастье. И это не будет абсолютное ощущение, что у тебя в жизни все правильно. Но за счёт более сложного сознания, получится уместить в себя все это и найти ту самую точку равновесия.
Среди людей, кто в жизни добился многого, говна хватает. Но встречаются среди них словно инопланетяне, или ангелы. От них будто бы исходит какая-то гармоничная сила. Это как раз и есть те люди, которые нашли эту точку равновесия. У них получилось разумом найти баланс между духовным и материальным.
Конфликт духа и социума как единственная причина наших проблем.
Такой взгляд на природу человека позволяет НЕ работать со страхами, с негативными убеждениями, самооценкой, потому что это все становится не важным.
Почему? Потому что причина возникновения сомнений, неуверенности, предубежденности, негативного отношения к себе и ко всему остальному лежит не во внутренней испорченности человека, а в конфликте между духом и социальным миром.
Те негативные состояния, которые испытывает личность, связаны именно с этим конфликтом, а не с детскими травмами, не с вредными привычками, не совсем остальным. Как связаны? Я стою на поле боя и не знаю, чью сторону принять. Более того, я не умею драться в таких боях. Если долго стоять в таком неопределенном положении, то в итоге заработаешь выученную беспомощность.
Ты не знаешь что делать и как, поэтому страдаешь. Раньше с этими страданиями шли в церковь и там получали объяснение, что это карма или божественное испытание. Сейчас к психологу. В зависимости от школы (веры), получают обхъяснение:
- Незакрытый гештальт.
- Негативное убеждение.
- Детская травма.
- Родовая травма
- И т.д.
Но это лишь ПОСЛЕДСТВИЯ. Настоящая причина – в конфликте между духовным и вещественным, которые Я не могу разрешить.
Иными словами, я отменяю всю психологию?
Если мы говорим, что причиной моих проблем является вечный конфликт, который был, есть и будет как закон тяготения, то здесь НЕКОГО ЧИНИТЬ. Мы вообще не поломанные. Мы абсолютно целые.
Как разрешить этот конфликт.
Можно ли разрешить этот конфликт? Нет. Это навсегда. Тогда что же делать? А я уже сказал – искать баланс. Почему же у вас до сих пор не получилось? Вы достаточно просты для того, чтобы в этом не разобраться, не осилить и не потянуть.
Сложная ситуация требует сложной личности, а простота в данном случае хуже воровства. Простой человек, в принципе даже не поймёт, о чем я говорю. У вас получается понимать.? Усилие для этого много требуется, или этот текст нормально вливается в вас? Если входит, значит уровень сложности достаточен для работы. Для какой?
Для обогащения своего Я. Это вызовет его усложнение, а, следовательно, одарит способностью понимать сложные конфликты.
Инсайт-метод обогащения личности “Сократус”.
Обогащение личности происходит через инсайты. Инсайт – это открытие, которое вызывает массу интересных и приятных эмоций и состояний.
Причиной инсайтов могут быть вопросы. Погружение в новую тему с интересом. Столкновение с чем-то неожиданным, невиданным, необычным. Размышление над сложными темами в поисках ключа для решения проблем.
Например причиной моего инсайта, с которого мы начали разговор, стали размышления в рамках фокус-группы “Путь Героя”. Как видите, усложнение произошло достаточно приличное.
Планирование через конфликт, о котором я вчера рассказывал, помогло мне достичь достаточно гармоничного сбалансированного состояния. Когда я двигаюсь туда, куда хочу – это желания моего социального разума. И этот путь не вызывает у духа сильного сопротивления. Более того, по моим ощущениям, он готов даже надавить на совесть, если я приторможу:-)
На этом пока всё.
Ваш Любимый Автор – Геннадий Павленко!